ГлавнаяДентофобияДетская дентофобия

Детская дентофобия

Вы привели своего ребенка впервые в стоматологическую клинику, а ребенок уже проявляет признаки страха или паники. Вы недоумеваете, почему это происходит?

Ведь это первый опыт ребенка, он пока не знает, что такое лечение зубов, и, тем не менее, боится – почему?


Страх, в общем смысле этого слова, является нормальной реакцией организма на опасность и выражением инстинкта самосохранения. Страх помогает нам идентифицировать опасность и в соответствии с этим фокусировать свое внимание. Чувство страха появляется у нас как в ответ на определенный фактор опасности, так и в качестве общей реакции на явления окружающего мира, например, боязнь темноты, собак и т.п. На различных этапах своего развития ребенок испытывает разные страхи. Например, младенец начинает бояться чужих людей в возрасте около 8 месяцев – это крайне важный этап развития ребенка. Дети младшего школьного возраста в большинстве случаев могут бояться темноты, одиночества, различных образов или воображаемых предметов, разного рода ситуаций, например, грома или животных, оказавшихся неподалеку. В девять лет ребенок начинает бояться телесных повреждений. Этот вид страха, скорее всего, появляется на почве воспитания в семье, когда родители слишком часто предостерегают детей от возможных опасностей, а также из-за рассказов сверстников или просмотра телевизионных передач.

Фобия – это более отвлеченное понятие. Это иррациональный неконтролируемый страх надвигающейся опасности, при котором человек не может дать ему четкое логическое объяснение. Данные ощущения могут сопровождаться такими физиологическими реакциями, как учащенный пульс, повышенное потоотделение, затрудненное дыхание, слабость или неприятные ощущения в области живота.

Наиболее "легкий" способ справиться со страхами и фобиями, выбираемый ребенком, – стремление избежать источника страха (так же, как в прошлом было принято бороться с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью). Попытка убежать от источников страха может усугубить замкнутый круг: страх – избежание источника страха.

Родители имеют большое влияние на ребенка и могут помочь ему справиться со страхами и успокоиться. Родители, которые замечают у ребенка признаки страхов, должны попытаться понять и поддержать ребенка, побеседовать с ним и проявить гибкость. Необходимо приободрить ребенка и помочь ему справиться со страхом, но при этом не помогать ему убегать от того, что его пугает. Ещё один немаловажный аспект – уровень страхов самих родителей и их способ справляться со страхами. Родители должны проанализировать ситуацию и спросить самих себя, насколько в данный момент они испытывают повышенное беспокойство или тревогу, и в какой мере это передается ребенку. У ребенка, которого бесконечно предостерегают: "Упадешь!", и родители которого чрезмерно озабочены любой царапиной, вполне могут развиться страхи на грани фобии перед падениями и травмами. Ребенок, родители которого крепко хватают его за руку каждый раз, когда мимо по улице проходит собака, может начать бояться собак. И так далее...

В чем причины страха лечения зубов / дентофобии:


Страх неизвестности – помните, что ваш ребенок не родился с геном "Страх перед стоматологом". Когда ребенок впервые попадает в стоматологическую клинику и испытывает страх или тревогу, это объясняется в большинстве случаев страхом неизвестности либо информацией, полученной от окружающих. Зачастую подобной информацией являются "ужасные истории", рассказанные родителями, братьями, сестрами или друзьями ребенка, а иногда и особенности поведения родителей, которые ребенок воспринимает как скрытые проявления страха. Родители считают своим долгом "подготовить ребенка" к встрече с врачом и при этом используют выражения, которые могут привести к прямо противоположному от желаемого результату. К примеру, такие простые фразы, как "Не бойся" или "Не волнуйся, это не больно", произносимые тогда, когда ребенок и не подозревает, что есть причина для тревоги, могут вызвать у ребенка обратную реакцию, он поймет, что существует опасность боли или чего-то страшного, и начнет испытывать страх.

Страх вторжения в личное пространство – обследование и лечение зубов подразумевают вторжение в "личное пространство" ребенка, а именно, в его рот. Это не просто физический контакт, это проникновение в полость рта, в тело ребенка, в то время, как он лежит с открытым ртом и чувствует себя беспомощным.

Страх потери контроля – ребенок пришел к стоматологу не по доброй воле, его привели родители. Он лежит на стоматологическом кресле с открытым ртом, а некто извне, обладающий полномочиями, указывает ему, что делать. Ребенок чувствует себя беспомощным, и ситуация ему неподвластна.

Недоверие или страх быть обманутым. Доверие – это понятие, характеризующее уверенность человека в ком-то, готовность положиться на другого человека. Обман доверия по вине одного врача, в том числе, стоматолога, может привести к устойчивому чувству недоверия ко всем остальным врачам. Доверие формируется также и благодаря поведению родителей и других родственников, когда ребенок улавливает высказывания, касающиеся доверия по отношению к стоматологу. Доверительные отношения с зубным врачом играют важную роль для преодоления дентофобии как у взрослых, так и у детей.

Страх боли – в современной стоматологии боль остается возможной составляющей лечения зубов, и поэтому боязнь боли вполне легитимна. Иногда страх ребенка перед болью может быть вызван его неудачным прошлым опытом или опытом других людей, а также напоминанием о боли, произносимым также и в отрицательном контексте ("Не волнуйся, это не больно").

Как преодолеть страх?


 Будьте откровенны, не обманывайте ребенка. Если процедура болезненна, не говорите ему, что это не больно. Можно и даже предпочтительно не уделять внимание этому моменту в процесе "подготовки" к стоматологическому лечению, чтобы не вселять в душу ребенка волнения, но ни в коем случае нельзя давать ребенку невыполнимых обещаний (иными словами, не произносите фраз наподобие "Это не будет больно"). Ребенок, доверие которого было обмануто, не согласится впредь на лечение зубов, вне зависимости от обстоятельств. Не обманывайте – дети больше не поверят вам и не будут полагаться на вас, и будут правы. Стоматолог же, со своей стороны, должен помочь ребенку в точности понять, о чем идет речь, вплоть до мельчайших деталей, чтобы ребенок почувствовал себя в безопасной и знакомой среде. Дайте ребенку понять, что вы рядом, вместе с ним. Если ожидается неприятный или болезненный момент процедуры, врач должен объяснить это на понятном ребенку языке, чтобы попытаться нейтрализовать полученную ребенком "подготовку" вне стен клиники. Позвольте ребенку выбрать одну из возможных процедур (в пределах разумного и с учетом возраста ребенка). Врач и ребенок должны договориться заранее об условленном знаке, который будет означать просьбу ребенка прервать процедуру в случае дискомфорта. Позвольте ребенку задавать вопросы либо самому решить, хочет ли он слышать объяснения. Следует помнить, что ребенок должен в достаточной мере владеть ситуацией, но, вместе с тем, зачастую применение врачом "силовых методов" в разумных пределах может смягчить потенциальные травматичные ситуации. Доверие создается также поведением родителей и других родственников ребенка или отзывами, который ребенок слышит в отношении стоматолога.

 Изменение лексикона – зачастую слова, произносимые родителями по наивности в благих целях, могут привести к прямо противоположному результату. Лучший вариант – позвольте стоматологу объясниться с ребенком, а с вашей стороны не требуется никакой предварительной подготовки ребенка к предстоящему событию. Если такая необходимость все же возникла, измените лексикон: например, вместо слова "Укол" скажите "Снотворные капли для зуба". Не произносите выражений "Удалить зуб" или "Вырвать зуб" – возможно, зубной врач назовет эту процедуру сокращенно либо скажет "Расшатать зубик" или что-нибудь в этом роде. Договоритесь с вашим стоматологом об условленных выражениях заранее.

 Постепенное посвящение в подробности – желательно, чтобы первый визит в стоматологическую клинику оставил у ребенка положительные впечатления. Не стоит дожидаться болей или других проблем с зубами, чтобы привести ребенка к стоматологу. Во время первого визита ребенок познакомится с врачом, привыкнет к стоматологическому креслу ("луна-парк", "самолет", "космический корабль"...) и увидит различные инструменты ("Маленькое зеркало", "Пылесос" или "Трубка для поцелуев" вместо устройства suction...). И, разумеется, визит завершится приятным подарком и благодарностью ребенку за то, что помог врачу. Если обстоятельства позволяют, проводите процедуры поэтапно, начиная от простых и постепенно усложняя. Дайте ребенку возможность узнать получше врача, "правила игры" и различные инструменты.

 Сохраняйте оптимизм и хвалите ребенка, подчеркивайте наиболее успешные и приятные моменты процедуры. Не скупитесь на похвалы за хорошее поведение, особенно, если он боялся и сумел преодолеть свой страх. Уделите отдельное внимание героизму ребенка и тому, как вы довольны его поведением. Желательно после посещения стоматолога занять ребенка какими-либо приятными вещами, чтобы затушевать в памяти неприятные воспоминания и оставить положительные впечатления.

 Не сердитесь на ребенка. Если ребенок чувствует боль или дискомфорт после анестезии либо просто теряет терпение, не демонстрируйте строгость или злость, поскольку в таком случае к физическим неудобствам ребенка присовокупится также эмоциональная нагрузка, ощущение вины или удрученности из-за того, что он не справился с задачей и не оправдал ожидания родителей.

 Не проводите параллели или сравнения между вашим ребенком и другими детьми, которые не боятся. Испытывать страх – это нормально. Акцентируйте внимание на положительном, а не отрицательном.

В заключение

Треугольник "Родитель – ребенок – стоматолог" играет важную роль в преодолении страха. Выберите для своего ребенка такого зубного врача, на которого вы можете положиться. Посетите клинику вначале без ребенка, познакомьтесь с персоналом, поговорите с врачом и узнайте о его подходе. Договоритесь заранее, кто будет сопровождать ребенка во время лечения – папа, мама или оба родителя. В некоторых случаях ребенок ведет себя иначе в присутствии одного из родителей.
Договоритесь заранее также об условленном лексиконе и о способе подготовки ребенка к визиту. Не ждите, пока у ребенка заболит зуб, приводите его на осмотр как можно раньше, до того, как возникнут проблемы, и продолжайте приводить ребенка на рутинные проверки как минимум раз в полгода. Расскажите врачу о предыдущем опыте стоматологического лечения ребенка, об увлечениях ребенка или о чем-то особенном, что ваш ребенок любит (например, футбольную команду, компьютерную игру, кружок и т.п.), чтобы у врача была тема для разговора с ребенком, а ребенок почувствовал, что врач симпатизирует ему.
Помните, что страх не всегда связан с конкретной ситуацией. Людям свойственно порождать свои собственные страхи, а когда мы проецируем на внешний мир наши внутренние ощущения, создаются джунгли страха, вне зависимости от того, насколько мы попытаемся очистить объективную среду от источников страха. И ещё, дорогие родители, не забывайте, что когда-то и вы были детьми, поэтому не передавайте свои страхи следующему поколению.
Отнеситесь с уважением к опасениям вашего ребенка. Если он говорит, что боится лечить зубы, не пренебрегайте этими ощущениями и не старайтесь побороть страхи ребенка фразами наподобие "Не бойся" или "Ты – герой". Подобные попытки отрицания или приуменьшения страха ребенка приведут только к его укреплению, обострению и ненужным ссорам. Продемонстрируйте ребенку, что вам понятна причина его страха. Придайте страху легитимацию – помните, что страх – это нормальная реакция организма. Вы можете рассказать ребенку историю из своей жизни, когда вы испытывали страх в аналогичной ситуации. Вместе с тем, не уделяйте этой теме слишком много времени (не более 3 минут), потому что в противном случае вы только усилите страх. Затем попробуйте выяснить у ребенка, что именно поможет ему преодолеть страх.

Стоматологический центр д-ра Джерри Коэн 
Израиль, г. Холон, ул. Хофайн Элиэзер, 50
+972-3-6213700
Поделиться в соц. сетях